«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук
Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?
При комплексном подходе к анализу конкурентоспособности образования страны, который невозможно оценить вне контекста международных исследований качества образования, выделяются три типа индикаторов:
- функционирование образовательной системы в целом (например, охват, финансирование, дифференциация);
- характеристики образовательного процесса на уровне образовательных организаций (структура, условия, кадры, содержание, технологии);
- образовательные результаты.
Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов. Именно результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018‒2025 годы) от 26 декабря 2017 года.
Особый интерес в этом ряду представляет исследование PISA, в программе которой впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, т. е. проверку подготовки молодежи к «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований. Подробное описание самого исследования, а также результаты его проведения в течение нескольких лет представлены на сайтах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Центра оценки качества образования.
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:
грамотность в чтении - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
грамотность в математике - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
грамотность в области естествознания - способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.
С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
С 2018 года в исследовании выделено еще направление - глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.
Креативное мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
- "Серия. Функциональная грамотность. Учимся для жизни - М.: Просвещение" https://shop.prosv.ru/funkcionalnaya-gramotnost
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», банк заданий для оценки функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru
https://nra-russia.ru/
Национальная родительская ассоциация при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в 2018 году реализует проект «Организация и проведение серии мероприятий, направленных на вовлечение родителей обучающихся в экономическое образование, повышение финансовой грамотности».
Памятки для родителей (в основу памяток положены алгоритмы и механизмы, помогающие родителям по вопросам повышения уровня финансовой грамотности):
Учебники и учебно-методические пособия для использования в основном учебном процессе
Учебники и учебно-методические пособия для использования во внеурочной деятельности и дополнительном образовании
Информационные материалы, направленные на формирование и повышение финансовой грамотности и экономической культуры семьи
Ежегодный календарь основных событий для семей, проводимых в России, посвящённых финансовой грамотности
Калькуляторы семейного бюджета
Интернет-ресурсы, направленные на повышение финансовой грамотности семей, воспитывающих детей
Интернет-программы, направленные на повышение финансовой грамотности семей, воспитывающих детей, автоматизированное ведение семейного бюджета
Определения финансовой грамотности
Обзор международного опыта
Этапы развития программы финграмотности в современной России
Основные направления Стратегии повышения финансовой грамотности
Советы финансово грамотного родителя
3 памятки для родителей (в основу памяток положены алгоритмы и механизмы, помогающие родителям по вопросам повышения уровня финансовой грамотности):
- Учебники и учебно-методические пособия для использования в основном учебном процессе (скачать)
- Учебники и учебно-методические пособия для использования во внеурочной деятельности и дополнительном образовании (скачать)
- Информационные материалы, направленные на формирование и повышение финансовой грамотности и экономической культуры семьи (скачать)
4 буклета для родителей, педагогических работников общеобразовательных организаций, посвящённых вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми:
- Ежегодный календарь основных событий для семей, проводимых в России, посвящённых финансовой грамотности (скачать)
- Калькуляторы семейного бюджета (скачать)
- Интернет-ресурсы, направленные на повышение финансовой грамотности семей, воспитывающих детей (скачать)
- Интернет-программы, направленные на повышение финансовой грамотности семей, воспитывающих детей, автоматизированное ведение семейного бюджета (скачать).
4 варианта листовок для родителей, педагогических работников общеобразовательных организаций, посвящённых вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми:
- Определения финансовой грамотности (скачать)
- Обзор международного опыта (скачать)
- Этапы развития программы финграмотности в современной России (скачать)
- Основные направления Стратегии повышения финансовой грамотности (скачать)
4 варианта флаера для родителей, педагогических работников общеобразовательных организаций, посвящённых вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми (скачать)
Указанные материалы подготовлены в доступной и наглядной форме, имеют просветительское значение для повышения уровня родительских компетенций, развития системы участия родителей в ключевых процессах развития системы образования.
Видео материалы по функциональной грамотности
СПбАППО Единый день функциональной грамотности"