08.12.2020 Вебинар в АППО

pdf«Современные подходы реализации технологий формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского и иностранных языков»

Наша школа 08.12.2020 в АППО представляла опыт работы учителей, использующих современные образовательные технологии для формирования и развития читательской грамотности школьников.
Педагогический коллектив нашей школы задумывается о решении главных проблем современного обучения: уязвимость обучающихся современной школы к отвлекающим факторам, снижение глубины понимания информации и концентрации внимания, нарушение навыка способности возврата к уже переосмысленной информации.

В поиске эффективных приемов, способствующих развитию навыков работы с текстом и формированию читательской грамотности, мы обратились к технологии обучения в сотрудничестве, которая реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
«Лаборатория визуального мышления» - одна из форм организации сотворческой деятельности учащихся, позволяющих эффектно и современно представить результат работы в виде объясняющего ролика, становится не только учебным продуктом, но и обучающим ресурсом. Это дает возможность говорить об иных подходах к организации учебной деятельности. Главный инструмент, который позволяет организовать работу, это приложение для iPad «Объясняшки».
Объясняющие ролики могут использоваться в качестве:
● видео учителя, приготовленного для самостоятельной работы учащихся
● творческих визиток
● рекламы мероприятий
● оформления педсоветов и методических семинаров
● оформления игровых конкурсов
Вместо готовых роликов, которые создаются профессионалами, ученики сами изготавливают короткие рисованные анимированные ролики, которые учитель может использовать в своей работе. Это позволяет сформировать навыки самостоятельной работы с текстом, учит взаимодействовать при этом с другими участниками образовательного процесса, планировать свою деятельность и достигать результата, кроме того, ученик понимает особую значимость своей работы. Минимум – просмотра, максимум вовлечённости в деятельность. Самое главное - взаимодействие учеников, в котором роль главного организатора на себя берут учащиеся.
Ценность этого приложения в том, что учащиеся среднего школьного возраста могут не только освоить технологию создания видеороликов, но и наполнить собственный Интернет-ресурс (канал YouTube) самостоятельно созданными тематическими учебными роликами. YouTube канал «Лиза Объясняшкина»
На каждом этапе проведения занятий в «Лаборатории визуального мышления» участники приобретают уникальный опыт, необходимый для становления навыков самоорганизации и самоуправления. Каждый участник группы вовлекается в создание текста, становится активным художником процесса рисования, пробуждающего интерес и удерживающего внимание лучше, чем обычный видеоряд.
Очень значимо и то, что в коротком ролике отражается индивидуальная манера говорить, рисовать, петь, придумывать, однако главное в этом процессе – формирование навыка распредмечивания – это, с одной стороны, наполнение конкретным содержанием абстрактных понятий (развитие, движение, рост, проблема и т.д.), способ раскрыть содержание понятия вне контекста. Распредмечивание обеспечивает связь между текстом и читателем (автором) и является результатом поиска аналогии явлений. В работе с готовым художественным текстом ученик погружается в чрезвычайно сложные отношения образности, структуры, взаимосвязи, смыслового содержания.
Так, обучающиеся овладевают навыками:
• задавать вопросы к тексту и понимать учебную задачу
• становиться автором, думающем о читателе (зрителе)
• просто размышлять о сложном и делиться этим с другими
• искать способы объяснить другому
• брать ответственность за общий результат
• погружаться в учебный материал и распоряжаться учебным временем и пространством.
В процессе создания коротких анимированных учебных роликов:
- расширяются знания учащихся о возможных форматах визуализации информации, о правилах создания текстов различных жанров;
- формируются навыки творческой переработки информации;
- совершенствуются навыки интерпретации текста различной стилевой принадлежности;
Не стоит забывать и о том, что мы вооружаем учеников школы «простым способом размышлять о сложных идеях и делиться ими».
Таким образом, готовые ролики становятся образовательным продуктом, который можно эффективно использовать на разных этапах организации и проведения любых внеурочных мероприятий. Наработанные материалы педагогический коллектив нашей школы публикует на сайте «Лаборатория визуального мышления»
Технология обучения в сотрудничестве при обучении иностранному языку, так же способствует формированию и развитию читательской грамотности на изучаемой языке.
Приёмы, используемые в рамках данной технологии, позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и склонностей, способствуют:
а) развитию поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур;
б) развитию способностей учащихся осуществлять различные виды деятельности, используя иностранный язык;
в) развитию когнитивных способностей учащихся;
г) готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.
Наиболее успешными и активно применяемыми в рамках данной технологии на уроках иностранного языка являются следующие приёмы.
Приём «Пила» позволяет эффективно организовать работу над большими по объёму тестами различных жанров, с выходом на продуктивные виды деятельности – письмо, говорение. При этом используются различные виды чтения – изучающее и поисковое. Работа разбивается на несколько этапов:
- подготовительный: Текст делится учителем на равнозначные по объёму и уровню сложности отрывки, подготавливается раздаточный материал, формируются группы учащихся
- предтекстовый этап: с помощью различных средств (визуализация, проблемные вопросы, ассоциации и т.д.) учитель предвосхищает содержание текста, актуализирует знания учащихся, что способствует предварительному снятию трудностей понимания текста.
- текстовый этап:
1. Каждая группа работает в течение отведённого периода времени над своим отрывком текста, выбирая наиболее значимую информацию (изучающее чтение) и задаёт вопросы к своему отрывку, фиксируя каждый вопрос на отдельном листке (раздаточный материал).
2. По завершении данного этапа работы, группы меняются местами и отвечают кратко на поставленные вопросы в бланке ответов (раздаточный материал), время работы так же ограничивается, так учащиеся прорабатывают все отрывки текста, пока группа не вернётся к начальной «станции». Таким образом, все группы имеют представление о содержании текста.
- послетекстовый этап:
1. Контроль понимания и правильность ответом проверяется путём проведения блиц опроса участниками групп (взаимопроверка). Группы по очереди задают свои вопросы, задача других быстро ответить на вопрос, правильность ответа определяют участники группы, задавшей вопрос. Так прорабатываются все вопросы, что позволяет ещё раз повторить содержание текста.
2. Выполнение заданий продуктивного характера, с использованием прочитанного содержания: написание письма от имени героя, статьи в газету, составление интервью, комиксы, видеоролики и т.д., в зависимости от целей урока и способностей, интересов учащихся.
Приём «Герб» так же способствую развитию читательской грамотности, и может использоваться как инструменты подготовки к ЕГЭ по иностранным языка (разделы Говорение, Письмо).
Основной идеей данного приёма является развитие умения выделять основную мысль текста, анализировать сильные и слабые стороны какого-либо явления, формулировать выводы. «Герб» является своеобразным продуктом, который в дальнейшем можно использовать в работе с учащимися.
Данный приём может быть использован не только в урочной деятельности, но и при проведении классных часов, педагогических советов и т.д.
Эффективным инструментом, позволяющим реализовывать технологию обучения в сотрудничестве являются информационно-коммуникационные технологии, являющиеся особенно актуальными в современных условиях ограниченных возможностей для контактов с носителями языка.
Технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.
ИКТ- технологии помогают поддерживать международные контакты, принимать участие в международных проектах, которые в свою очередь учат детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых.
Наши учителя принимают активное участие в школьных и районных методических семинарах, где представляют различные образовательные технологии для качественного обучения предметам учебного плана. Познакомиться ближе с инновационным опытом педагогов нашей школы можно будет во время Образовательного Форума, где ими будут представлены мастер-классы.


Печать